Crash-test:тестируем мотошлемы и учим их правильно выбирать
Общая сумма
Детальнее
Выбрать мотошлем довольно просто: надо исключить китайские поделки за $25 (при первом ударе они могут разлететься на мелкие черепки). Но как рождаются и как испытываются мотошлемы, которые должны обеспечивать безопасность наших с вами голов?
Твердый или достаточно мягкий мотошлем?
Уже лет 40, как мотошлем обязателен по закону во многих странах, но часто решающим моментом при выборе является не столько уровень защиты, сколько оригинальный вид или раскраска. Однако в первую очередь при выборе мото шлема нужно обращать внимание на его способность как можно больше поглощать энергию удара, чтобы не доставалось голове. А для этого мото шлем должен правильно деформироваться и даже частично разрушаться при ударе. Энергия удара, которая не достигает головы, фактически уничтожает мотошлем. При этом один мощный направленный удар делится мотошлемом на несколько рассеянных и более слабых.
Итак, мы решили узнать, как проектируются и изготавливаются мотошлемы, чтобы помочь вам в правильной оценке при выборе и покупке мотошлема. Мотошлем состоит из двух оболочек, изготовленных из разных материалов и выполняющих разные функции. Объединённые в процессе изготовления, они должны распределять энергию удара на максимальную площадь и одновременно поглощать её.
Как поведет себя мото шлем при ударе?
Виртуальная модель состоит из множества базовых элементов. После крэш-теста мотошлема можно детально наблюдать деформацию наружной оболочки и внутреннего демпфирующего слоя из пенопласта.
Наружная оболочка мото шлема – жёсткая скорлупа, изготовленная из разных материалов (термопластов или композитов). Из термопластов чаще всего используется ABS (дешёвый, эластичный, но требует несколько большей толщины материала) или поликарбонат (более дорогой, прочный, допускающий меньшую толщину материала), или их различные смеси с промежуточными характеристиками. Для композитных материалов используются волокна и ткани различного типа: стеклоткань, кевлар, карбон, которые иногда армируются металлической сеткой. Второй компонент композита – это связующий материал: ткань может быть предварительно им пропитана, он может быть нанесен вручную или автоматически. В качестве связующего используются полиуретановые, эпоксидные смолы или термопластики с различными присадками. Связующие материалы определяют характеристики готового изделия примерно на 10%. Их выбор зависит от баланса функциональности, цены, технологии производства и условий эксплуатации.
Различия между композитной и термопластиковой оболочками – в цене, в весе изделия и объёмах производства. Оболочки мотошлемов из термопластиков штампуются под давлением в литьевые формы, которые весьма дороги. Оболочки из композитных материалов мото-шлемов изготавливаются по матрице, которая гораздо дешевле. Однако процессы в основном выполняются вручную, и стоимость исходных материалов гораздо выше. К тому же объёмы производства меньше, это тоже определяет более высокую цену изделия из композита.
Внутренний слой мотошлема изготавливается, как правило, из пенопласта с добавлением различных присадок. Он может быть постоянной или переменной плотности, иногда состоит из нескольких частей. Задача внутреннего слоя -демпфирование резких перегрузок. Процесс проектирования нового мото шлема начинается, прежде всего, с выбора материалов и определения сектора рынка, на который будет ориентирован продукт. Сначала делаются эскизы, затем наступает фаза моделирования в пластилине. По готовой модели делаются геометрические обмеры, по которым изготавливаются штампы.
Этот традиционный способ весьма рискованный, тут всё зависит только от производственного опыта, позволяющего «на глаз» оценить форму, выбрать необходимую толщину материала, чтобы мото шлем грамотно исполнил свои функции. Преимущество этого метода в том, что он позволяет с самого начала процесса работать с реальной физической моделью.
Одна модель мото шлема и два года на его проект
Чтобы лучше понять современный компьютеризированный процесс проектирования мото шлема, мы посетим предприятие Omega в Тортоне, которое является частью Итало-Испанской промышленной группы, имеющей производство также в Восточной Европе и Азии.
Тестирование мотошлема на удар о бордюрный камень
Анализ поведения математической модели, состоящей из тысяч базовых элементов. Элемент серого цвета симулирует бордюрный камень. Для поглощения энергии удара имеют значение не только деформация и смещение элементов, но и перенаправление ударной волны в другие зоны мото шлема.
Итальянское отделение группы занимается проектированием мото и вело шлемов. Проектирование ведется не только по внутреннему заданию компании, но и по заказу для других производителей. В Тортоне находится оборудование и лаборатории для проектирования и проведения всевозможных тестов готовой продукции. Там же проводится официальная сертификация и омологация мото-шлемов.
Зона удара мотошлема
Слева – внутренности мото шлема. Вверху – распространение ударной волны при боковом ударе: зона подбородка также участвует в поглощении энергии, хотя и находится на расстоянии от точки удара.
Компьютерное проектирование нового мотошлема традиционно начинается с эскизов на бумаге. После выбора подходящих вариантов переходят к математическому моделированию. В 30-программах в короткое время строят математическую модель – форму будущего мотошлема. На экране он выглядит вполне реалистично, уже на этом этапе его можно подробно визуализировать со всеми деталями и отверстиями, вплоть до наклеек, уплотнителей и вариантов раскраски. Затем модель-форма мотошлема превращается в законченный трёхмерный объект со всеми деталями.
Материалы для мотошлемов
Стекловолокно, карбон, кевлар: слева заготовки мото шлемов из стекловолокна и полиэфирной смолы, слева вверху – из чистого карбона с эпоксидной смолой.
Программы, используемые для моделирования, применяются также в аэрокосмической области и в автомобилестроении. Однако в авиации хоть и используются похожие композиты, продукция не рассчитана на выживание при авариях. Соответственно от материалов не требуется заданного поведения при разнонаправленных механических нагрузках. В автомобилестроении, напротив, применяют структуры из однородных материалов, предварительно подвергнутых формованию из пластин. Там всё подчинено одной цели: поглотить и распределить энергию удара путём запрограммированной деформации структуры. Перед проектировщиками мото-шлема стоит непростая задача: в объёме гораздо меньшем, чем у автомобиля, создать зоны программируемой деформации, позволяющие обеспечить высокий уровень безопасности при столкновении. Однако использование «автомобильных» материалов и технологий здесь невозможно по причине жёстких требований к весу изделия – мотошлем придётся носить на голове.
Повреждение мотошлема есть, даже если его не видно
Изображение разреза материала оболочки с сотовой структурой под микроскопом до и после ударного теста. Снаружи кажется, что материал только поцарапан, внутри же видны значительные повреждения. В этом месте прочность оболочки снижена. Мотошлем – ведь одноразовая!
Программы, в которых проектируется мотошлем, учитывают свойства и механические характеристики материалов, которые предполагается использовать. В них заранее вводятся статические параметры (эластичность и сопротивление изгибу, сжатию и разрыву) и динамические (удар). Виртуальные материалы с заданными определёнными свойствами позволяют перейти от эстетической трёхмерной модели-формы к реалистичной модели будущего шлема. Вся структура виртуального мото шлема состоит из маленьких элементов, соединённых между собой и образующих сетку. Для проведения виртуальных крэш-тестов симулируются условия, аналогичные испытаниям при омологации.
Изображение материалов внешней оболочки различной плотности. ABS (внизу) и поликарбонат (сверху) реагируют на удар по-разному.
Виртуальный мотошлем надевают на виртуальную голову с определёнными размерами и весом и затем виртуально бьют, заставляют падать и роняют на него виртуальные наковальни заданной формы. Во время этих испытаний может возникнуть необходимость изменить форму или размеры оболочки, и в этот период дизайнерам и испытателям приходится работать в тесном контакте.
Когда модель станет удовлетворять требованиям виртуальных тестов, начинается изготовление прототипа мотошлема. По параметрам виртуальной модели при помощи лазера спекается порошок из нейлона и стекловолокна, и синтезируется наружная оболочка (технология трёхмерного «выращивания» объекта – прим. перев.), внутренний слой изготавливается фрезерованием из пенопласта. Прототип необходим для оценки эстетических качеств будущего мотошлема. На эстетическую проработку требуется от двух до 24-х месяцев (этот срок зависит от взыскательности и требовательности производителя), следующие три-четыре месяца необходимо выделить для математических расчётов, затем ещё два-три месяца занимает изготовление штампов для оболочки и внутреннего слоя из пенопласта. После тестирования первых образцов ещё один-два месяца уходит на ликвидацию просчётов и ошибок, которые неизбежны при проектировании. Корректно реализованная математическая модель мото шлема на 88% гарантирует соответствие промышленного образца результатам виртуальных тестов. При этом есть возможность симулировать любые деформации и повреждения всех элементов мотошлема, участвующих в поглощении удара, и их взаимодействие между собой. В расчётах обязательно учитываются возможные производственные погрешности, такие как непостоянная плотность пенопласта внутреннего слоя или смещения элементов друг относительно друга в процессе сборки, а также возможные вариации в дизайне изделия.
Характеристики мотошлема в промышленном исполнении должны соответствовать всем требованиям даже в наихудшем сочетании всех погрешностей и ошибок, которые неизбежно проявляются в производстве.
Крэш тест мотошлема? ОБЯЗАТЕЛЬНО!
На европейском рынке действуют нормативы ECE/ONU 22 (принятые в мае 2000 года), в Америке же продаваемые мотошлемы должны соответствовать требованиям DOT SS218, действующим ещё с 1985 года. С момента принятия DOT американские конструкторы мотошлемов сертифицируют свою продукцию самостоятельно. Для соответствия же нормам ЕСЕ все омологационные тесты должны проводиться под контролем представителя Министерства транспорта.
Забрала тоже испытывают
Проводится серия тестов на нагрев и охлаждение забрала мото шлемов до —20° С. Слева изображены испытания на сопротивление быстрым ударам (не предусмотренные ЕСЕ), внизу испытания на герметичность сопряжения.
На американском рынке также действует Snell Memorial Foundation, организация, занимающаяся сертификацией мотошлемов, требования которой превосходят нормы DOT. Удостоверение Snell не является обязательным условием для получения разрешения продажи на территории США но, тем не менее, является официальным авторитетным техническим и коммерческим инструментом. Не так давно в США организацией National Highway Traffic Safety Administration были протестированы мотошлемы, взятые из торговой сети. Если мото шлем не проходил тест, он изымался из продажи. Результаты были опубликованы в печати (ЕС) и на официальном сайте в интернете (http:/nhtsa.com).
Испытания для ЕСЕ касаются всех элементов мотошлема, от оболочки и забрала до ремешков и застёжек. Сначала мотошлем проходит геометрический контроль, для чего он надевается на «голову» соответствующего размера (испытания проводятся для каждого размера), и он должен закрыть зону, окрашенную красным цветом, которая соответствует минимальной поверхности по требованиям ЕСЕ. По регламенту Snell тестовая поверхность расположена выше, что даёт несколько большую свободу в выборе формы мотошлема. На следующем этапе проверяется обзорность. (Как минимум 210° по горизонтали, 45° вниз и 7° вверх.) Затем контролируется смещение мотошлема относительно головы. Специальное устройство проворачивает шлем, для ЕСЕ допускается максимальное смещение на 30° вперёд, для тестов по версии Snell достаточно, чтобы мотошлем не снимался с головы.
Нелегкая жизнь тестового образца мотошлема
Динамические (падение груза со смещением) и статические испытания на сдавливание. Тест на скольжение по абразивной поверхности, имитирующей неровный асфальт с выбоинами. Все эти тесты проводятся как при нормальной комнатной температуре, так и в условиях, имитирующих жаркую и морозную погоду.
Фаза испытаний на прочность начинается с проверки сопротивления боковому и продольному сжатию. После нескольких переменных циклов сдавливания контролируется геометрия мотошлема, которая должна остаться прежней. Способность мотошлема держать удар проверяют на ударном стенде в два этапа. Сначала имитируют падение на плоскую поверхность, затем бьют специальным грузом с гранью 90°, имитирующим бордюрный камень.
«Манекены», используемые в испытаниях ЕСЕ, имитируют голову человека, они откалиброваны по размерам и весу (от 3,1 до 6,1 кг). Они оснащены 30-акселерометрами, которые регистрируют ударные нагрузки в разных направлениях. При омологации для Snell используются осевые акселерометры, измеряющие нагрузки только в направлении удара. Ударные испытания мотошлема проводятся в пяти основных точках (боковая, верхняя, задняя, передняя и зона подбородка). Для испытаний по версии Snell тоже используются «головы» разных размеров, но одной массы, закреплённые на специальной неподвижной станине. Это устройство иногда требует распиливания зоны подбородка, поэтому многие инженеры считают американские тесты менее реалистичными по сравнению с европейскими.
О чем говорит этикетка мото-шлема?
«Е» с номером указывает на европейскую омологацию с кодом страны, которая эту омологацию проводила. «05» подтверждает прохождение тестов и соответствие требованиям ЕСЕ22/05. Следующая буква указывает на конструкцию передней части мотошлема (зоны подбородка): Р – интеграл с силовой передней частью, NP – интеграл с передней частью, не включенной в силовой каркас шлема и не защищающей от удара, J означает открытый мото шлем» без передней части. Последние цифры – код модели шлема
Одни и те же ударные испытания повторяются с имитацией разных погодных условий. При нормальной (21° С), низкой (-21°С, что критично для пенопластового слоя) и высокой (50° С, важно для наружной оболочки) температурах. Сами испытания для ЕСЕ представляют собой одиночный удар грузом со скоростью 7,5 м/с (27 км/ч); масса груза равна массе «головы», и значит, энергия удара возрастает с увеличением размера мотошлема. Для Snell (как для предыдущих ЕСЕ 22/02 и 03) производится двойной удар, однако этот способ отражает статистически менее вероятный случай. Проверяется также сопротивляемость материалов шлема растворителям (70% октана и 30% толуена) и специальный тест на старение, когда мотошлем помещается на 48 часов в специальную камеру с откалиброванным ультрафиолетовым излучением. Дополнительно проводят тесты на коррозийную устойчивость в соляном тумане.
Однако основное назначение мото шлема – демпфирование и ослабление энергии удара. По медицинским показаниям установлены предельно допустимые пиковые нагрузки и ускорения (д) прямолинейного и вращательного типа и их сочетание. Нормы допускают максимум 275 g в любом направлении (для Snell – 300 g в направлении настройки акселерометра).
Дальнейшие проверки касаются наличия различных выступов, резиноподобных покрытий, отбортовок и аксессуаров. Они не должны препятствовать свободному скольжению мотошлема по асфальту, чтобы исключить возможность дополнительных толчков от попадания в выбоины. Специальное устройство трёт мото-шлем по покрытию, напоминающему наждачную бумагу, и измеряет вращательные ускорения, которые могут нанести потенциальный вред. Все испытания проводятся и с интегралами, и со шлемами с подъёмным забралом, у которых ни при каких обстоятельствах оно не должно само открываться. Иначе тест не будет считаться пройденным.
Ремешок мотошлема тестируется отдельно: предварительно оттягивается грузом в 30 кг (при этом ремешок не должен вытянуться больше чем на 35 мм), затем дополнительно подвешивается груз в 10 кг и сбрасывается с высоты 75 см, симулируя резкую нагрузку на разрыв. Остаточная деформация не должна быть больше 25 мм. Ремешки с застёжками, состоящими из двух металлических колец, подвергаются циклическим испытаниям на разрыв, после чего устройство должно сохранять работоспособность. Самостоятельное открытие застёжки и смещение ремешка мото шлема в системах регулирования длины не допускаются.
Забрала мото шлемов должны соответствовать требованиям по прохождению ультрафиолетовых лучей, оставаться прозрачными и эластичными при температурах до -20° С и выдерживать без разрушения ударный тест: падение заострённого бойка весом три килограмма с метровой высоты. Остальные тесты касаются сопротивления абразивным воздействиям, рефракции (искривления изображения), адекватному восприятию знаков красного, жёлтого и синего цвета.
По мнению многих экспертов, нормативы ЕСЕ более реалистичны, чем Snell. Стремление к совершенству бесконечно, и методики, безусловно, будут усложняться и обрастать новыми требованиями. Например, по измерениям вращательных ускорений головы (как в автомобильных тестах). И, конечно же, систем вентиляции: медицинские тесты доказывают, что увеличение температуры головы отрицательно влияет на время реакции и концентрацию. В настоящее время не предусматривается контроль удобства пользования мотошлемом в очках. Возможно, в будущем будут оцениваться и рассчитываться также и эти аспекты.
Как видим, существующая омологация ЕСЕ – отнюдь не «для галочки», и только апробированный подобным образом экземпляр может считаться полноценной защитой. Как бы ни был велик соблазн купить мотошлем без буквы «Е» в кружочке, прельстившись на смешную цену либо любопытный дизайн в стиле нацистской каски с рожками.
Рубрики: Crash-test и Статьи.
admission requirements for the College of Engineering
[…]the time to study or visit the material or web pages we’ve linked to below the[…]
Microbiology and Immunology
[…]the time to read or visit the subject material or web sites we have linked to beneath the[…]
Attitudes and behavior
[…]check beneath, are some totally unrelated web-sites to ours, on the other hand, they’re most trustworthy sources that we use[…]
برنامج إدارة الأعمال في مصر
[…]Wonderful story, reckoned we could combine several unrelated data, nevertheless really worth taking a search, whoa did a single learn about Mid East has got a lot more problerms as well […]
متطلبات القبول في ماجستير إدارة الأعمال
[…]The details mentioned in the post are several of the most beneficial obtainable […]
بيان شخصي لجامعة المستقبل
[…]Here are a number of the internet sites we advocate for our visitors[…]
Entrance exams for future university
[…]the time to read or pay a visit to the content or sites we’ve linked to below the[…]
استمارة طلب التقديم بجامعة المستقبل
[…]although websites we backlink to below are considerably not connected to ours, we feel they’re actually really worth a go via, so have a look[…]
Personal statement for future university
[…]the time to read or stop by the subject material or internet sites we have linked to beneath the[…]
Medicinal Chemistry
[…]Here is a great Blog You might Discover Intriguing that we Encourage You[…]
Business administration program Egypt
[…]the time to read or check out the subject material or web pages we’ve linked to below the[…]
MBA tuition fees
[…]Here are a few of the internet sites we advocate for our visitors[…]
fue
[…]Here is a superb Blog You may Uncover Fascinating that we Encourage You[…]
Promoting Innovation and Creativity
[…]Every after in a although we choose blogs that we read. Listed beneath would be the most current internet sites that we choose […]
Degree Requirements
[…]we came across a cool website that you simply could possibly enjoy. Take a appear if you want[…]
Grading System
[…]we like to honor several other net sites around the net, even if they arent linked to us, by linking to them. Under are some webpages really worth checking out[…]
fue contact
[…]usually posts some incredibly intriguing stuff like this. If youre new to this site[…]
هندسة البترول
[…]just beneath, are quite a few entirely not connected web sites to ours, even so, they’re certainly worth going over[…]
withdrawal and addition
[…]we came across a cool web site that you just may get pleasure from. Take a appear in case you want[…]
التميز الهندسي
[…]below you will locate the link to some web sites that we think you ought to visit[…]
oral medicine
[…]Here are some of the sites we advocate for our visitors[…]
قسم العلوم العامة التكميلية لطب الاسنان
[…]The info talked about in the post are a few of the very best out there […]
Dental Fellowship Programs
[…]Wonderful story, reckoned we could combine some unrelated data, nevertheless seriously really worth taking a look, whoa did a single find out about Mid East has got more problerms as well […]
تقويم الاسنان
[…]we prefer to honor lots of other online websites around the net, even if they arent linked to us, by linking to them. Under are some webpages worth checking out[…]
بيئة تعليمية عالية الجودة
[…]very handful of internet sites that occur to become detailed below, from our point of view are undoubtedly well worth checking out[…]
أفضل جامعة لدراسة الصيدلة
[…]Every when inside a when we decide on blogs that we study. Listed beneath would be the most current websites that we pick […]
career opportunities for faculty of pharmacy
[…]always a significant fan of linking to bloggers that I adore but really don’t get a whole lot of link adore from[…]
research activities for faculty of pharmacy at future university
[…]The information talked about within the post are some of the ideal accessible […]
Pharmaceutics and Pharmaceutical Technology
[…]usually posts some incredibly fascinating stuff like this. If youre new to this site[…]
الاستقلال الفكري
[…]please stop by the internet sites we stick to, which includes this 1, as it represents our picks in the web[…]
Globalization
[…]Here are a number of the web-sites we advocate for our visitors[…]